Поволжский молочный рынок трансформируется под влиянием пандемии и новых потребительских предпочтений

19 января 2021 г., вторник

   

Вслед за всей страной в дни пандемии жители Поволжья стали тщательнее следить за своим рационом питания и охотнее следовать модным трендам потребления правильных, то есть полезных продуктов. Об этом на примере своего сегмента рынка рассказали представители ведущих молочных предприятий региона.

«Пандемия коронавируса стала основным событием, определяющим развитие молочного рынка в России и в Поволжье, в частности, - заявляет исполнительный директор Ассоциации молочных производителей «Дамол» Алексей Сорокин. – Минувшей весной на волне паники в Поволжье, как, впрочем, и во всем мире, наблюдался всплеск продаж. Люди закупались впрок. Тогда хорошо и в рознице, и в e-commerce продавались сливочное масло, сыры, ультрапастеризованное и сухое молоко – продукты с длительным сроком хранения. Позже ажиотаж спал, но россияне стали меньше ходить в рестораны и, соответственно, больше готовить дома. Не удивительно, что, по данным Центра изучения молочного рынка DIA, по итогам года по стране потребление молока в 2020 году выросло на 13,7 кг до 172,2 кг на душу населения. По Поволжью цифры, полагаю, примерно такие же. По России, как прогнозируют в DIA, объем рынка молока в 2020-ом вырос на 8,6% по сравнению с уровнем 2019 года до 25,3 млн тонн».

Пандемия актуализировала тему пользы молока и продуктов из него. Весной СМИ активно тиражировали рекомендации китайских медиков потреблять ежесуточно 300 грамм молока для поддержки иммунитета.

«С одной стороны сейчас, в период резкого падения доходов люди больше покупают основные продукты, такие как питьевое молоко, кефир, сметана, недорогие сырные продукты. Они стали меньше приобретать дорогостоящие натуральные сыры и десерты, - говорит Алексей Сорокин. - В то же время растут продажи через интернет порционных фасованных продуктов. Рынок трансформируется».

И хотя продажи традиционной молочки идут вверх, все активнее заявляют о себе так называемые функциональные продукты. Они за счет своего обогащенного витаминами, минералами и нередко пробиотиками состава призваны решать конкретные проблемы человека – повышать тонус и иммунитет, улучшать пищеварение.

«Год назад компания Nielsen, проанализировав молочный рынок России, заявила: тренд на здоровое питание продолжает главенствовать. По ее оценке, йогурты - самая динамичная по запуску новинок категория в России и мире, а вот продажи традиционных молока, сметаны, творога не показывают динамики, - говорит Алексей Сорокин. - Причина в переориентации потребителя, главным образом, молодежи и людей среднего возраста на более современные, функциональные продукты - йогурты и молочные десерты. На эти продукты приходится порядка четверти рынка».

«Именно на функциональные, наиболее полезные для здоровья продукты питания делаем ставку, - считает директор тольяттинского молочного завода ООО «Волга Индустрия» Юрий Гаков. – За ними будущее. Потреблять их - значит следить за здоровьем. Это модно. Речь в первую очередь про биойогурты и биокефиры. Так, мы уже полтора года выпускаем обогащенные пробиотиками, витаминами и инулином биойогурты «Биактив»».

«Не соглашусь с тем, что традиционная молочка отходит на второй план, - говорит бренд-менеджер «Пестравки» Светлана Иванова. – Она меняется. Становится интереснее с точки зрения пользы, вкусов. В прошлом году мы начали выпускать натуральные, приготовленные из высококачественного сырья фруктовые йогурты. Знаю, что аналогично поступают и другие производители, «Домашкино», например. Казалось бы, йогурт - традиционный продукт, но теперь спрос на него растет именно потому, что это новое, нестандартное решение».

«Традиционная молочка меняется под вкусы и предпочтения современного, достаточно взыскательного потребителя, - утверждает директор Пестравского маслозавода Николай Астафуров. – Поэтому осенью выпустили фруктовые ряженки. Их на местном рынке практически нет. Но аналогичная продукция других производителей уже полюбилась жителям обеих столиц и особенно москвичам. В основе - классическая ряженка, которая за счет фруктово-ягодных наполнителей приобрела немного другой – мягкий, домашний вкус. Насколько знаю, дети пьют эту ряженку охотнее классической. Интересна она и молодежи».

Еще один тренд, на который откликнулись поволжские молочники – покупка и потребление продуктов в больших, так называемых семейных упаковках. Об этом говорит бренд-менеджер «Пестравки» Светлана Иванова: «Люди стали чаще готовить и есть дома. Поэтому востребованы ведерки с мороженым, большие пачки сливочного масла, 1,5-2-литровки молока. Таких продуктов хватает на несколько дней, их приобретение экономически выгоднее. Видим этот интерес потребителей. Оперативно реагируем на него выпуском новинок».

«Поволжский молочный рынок мобилен. Готов четко улавливать малейшие изменения потребительских настроений и оперативно на них реагировать, - резюмирует директор АМП Дамол Алексей Сорокин. – С интересом жду новинок, которые представят молочники в наступившем году. А вот будет ли расти спрос на молочку, вопрос. Положение дел не в последнюю очередь будет определяться общей экономической ситуацией в стране. Да, карантин стимулировал потребление, однако можно ли рассчитывать на этот фактор в новом году? Вероятно, пандемия и иные проблемы будут давить на экономику и доходы населения, поэтому спрос может снизиться».

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International